Краткий справочник граблей в байдарке Свирь-К

Маленькое вступление.

Байдарка наша была куплена в апреле 2003 года, а начиная примерно с июня 2003г. все Свири, выпускаемые в Тритоне имеют слегка измененный скелет, и, по словам тритоновцев, длиннее на 4-5 см. Так что, все, что тут изложено, может быть актуально не на 100%. Но все-таки, ИМХО, кое-что может быть интересно:-) Все что я написал, касается каркасной модели, но слегка я коснусь и модели Свирь-Н. В любом случае - это только мое мнение, и больше ничего :-) . И еще сорри за некоторую неструктурированность. Итак, приступим.

С чего я начну - так с краткой характеристики Свири, в т.ч. и сравнительной, с Т2, на котором я плавал ~5 лет. Официально - грузоподъемность 200 кг (так до сих пор и не понял - это с экипажем, или без??). Длина - 5 м, ширина 82 см, вес 22 кг (на сайте Тритона одно время стояла цифра 25 кг, но это была просто опечатка). Экипаж - 2 человека. Шкура - теза. Осадка - от экипажа зависит :-))). Высота - 32 см. Руля и паруса - нет, и не может быть.

Скорость, если сравнивать с Т2 - на гладкой воде быстрее, на волне - медленнее, причем чем сильнее волна, тем разница в скоростях может быть ощутимее. Ну, не может она резать волну. Когда идем навстречу волне, то Т2 разрезает волну, а Свирь на нее поднимается носом, потом нос резко падает вниз, и матрос получает (иногда и в морду ) большую порции воды. И это иногда при волне в 30-40 см! Использовать Свирь без юбки у матроса - категорически не рекомендую. На гладкой (т.е. без волн) воде - мы можем без проблем идти вровень с Т2, на котором экипаж намного более опытен и силен. На ладожской волне Т2 будет побыстрее. PS - В Тритоне мне сказали, что Свирь-Н волну режет хуже, чем Свирь-К

Управляемость - это огромный плюс. Т2 даже рядом не стоит. Это - без вопросов. Но - на реке, где надо маневрировать. На Ладоге (Вуоксе), т.е. на открытой воде - если экипаж не очень опытен, то может быть ОЧЕНЬ много мата по поводу траектории. Т2 идет напрямую а на Свири людям приходится подруливать. Мне это совершенно не мешает, но есть знакомые, плававшие лет по 15 с рулями на Т2 (Салют, Т3,С3), так их это достает. Лично я не замечаю, что хоть как-то приходится подруливать - все на полном автомате, но неопытным людям будет плохо, особенно при волне. Как я заметил, байда идет ГОРАЗДО ровнее, если она не криво собрана. Вообщем - маневренность гораздо лучше, чем у Т2, а устойчивость на курсе - незначительно меньше. Но для неопытных неустойчивость на курсе будет раздражать дико (проверил на 3 парах, не видевших байдарку в принципе) - они плавали по синусу или по косинусу....

Остойчивость на волне - волну до полуметра в нос держит нормально, как длинные, так и короткие. ИМХО, не хуже, чем у Т2. Я только 1 раз был напуган - когда накатила особенно большая длинная строго в корму, и байдарка понеслась вперед, устремив нос под углом градусов в 30 ко дну. Но это только по моей глупости - если держаться не сторого перпендикулярно длинной волне - то все будет ОК. 2 девушки, почти ничего не знающие, на почти пустой байдарке плыли по волнам, которые поднимались выше их голов - и у них ни на секунду не возникло ощущение того, что байдарка может перевернуться. У меня такое ощущение - если держать волну под непрямым углом к борту - то волны до метра будут приемлимы. У Т2 с этим по другому, ИМХО - т.е., пассивная остойчивость у него побольше, а вот активная-нет.

Вместимость - естественно, Т2 никто из новых байд не может переплюнуть. Кто говорит, что Ильмень - огромная байдарка, кажется, мало пользовал Т2 (Не говоря уже про Салют. Да, и еще Ильмень - на мой взгляд неэлегантная байдарка ). В Т2 могут вполне прилично плавать (по гладкой воде) 3 человека со всем своим снаряжением. Т2 это все-таки легендарная байдарка... А теперь про Свирь. В нее можно без особых проблем загрузить барахло на 2 человек на месяц. Что и куда - в соответствующем разделе, тут - сравнение. В принципе, в середину можно посадить третьего человека, но только на абсолютно гладкой (до 10 см) волне (в воде своей верхней частью сидит Свирь-К явно ниже Т2).

Прочность - Свирь намного прочнее Т2, это тоже без вопросов. Я по Свири могу ходить (и хожу) ногами прямо по грузовому отсеку, по носу - корме. Когда несешь полностью загруженную Свирь, причем львиная доля груза находится в середине - то она прогибается только чуть-чуть, а Т2, даже пустой, прогибается ощутимо. Ненадежные элементы Свири - пластик, крепящий трубки над грузовым отсеком и металл замков. Как мне кажется, у Свири все-таки получше материал шкуры, чем резина у Т2. Там, где она пролеена, так там вообще - не пробить. Роняли ее полностью груженую леей на камень с метровой высоты 3 раза - лея только царапалась, но не пробивалась. На центральных шпангоутах есть вертикальная поперечина, которая должна придавать байдарке дополнительную прочность.

Комфортность - сидушки РУЛЕЗ! В Т2 сидеть подряд 6 часов как-то тяжеловато, а тут - совсем хорошо. Сухо! Правда, матросу за спину иногда льется пара капель или на ноги что-то...Но это когда совсем байдарку заливает. Спине тоже удобно, хотя матросу лучше в спасе плавать - его спинка сидушки регулярно соскальзывает. Но все-таки это не на герме сидеть! И руки при гребле за фальшборта не задевают, как в Т2 при низкой посадке. В Свири сидишь в своей люльке, как на диване. Притом, если байда таки протекает, то все-равно пятая точка у тебя суха. Когда на Тихой мы по дурости набрали воды до такого состояния, что конец кормы из воды не был виден, то все-равно капитан себя чувствовал, как ковбой Huggies. Правда, по сравнению с Т2 не так много свободы, и поспать там не удастся (я и знакомый как-то в юности в Т2 решили выспаться в Т2 посреди Вуоксы, и даже выспались), но несмотря на это вполне удобно. Возможны два положения для ног - вытянуты, или полусогнуты. Но у меня рост средний, и как будет себя чувствовать в Свири человек значительно выше - не знаю. Предполагаю только, что могут быть проблемы с ногами, для решения которых надо будет творить новый вариант загрузки.

Прочие характеристики - осадка явно меньше, чем у Т2. Если сравнить длину с длиной Т2 - то Т2 короче, но на воде кажется, что Т2 длиннее, причем намного. Расцветки - надо у Тритона спрашивать,почти все двухцветные, есть набор стандартных сочетаний , но чисто зеленой, как Т2 нет (а то бы взял, чтобы ностальгия не мучала). Ширина - тоже, как ни странно, но Т2 уже. Очень остроносая, аля капля. И - НИЗКИЕ БОРТА. У всех моих знакомых только одна реакция на нашу байду на воде - "Танкер". Пакуется в 1 рюкзак, под которым можно даже танцевать. При желании в рюкзак можно запихнуть еще весла и 2 спаса. Кстати, мешочек для ремнабора рекомендую сразу-же (т.е. дома) отпороть, т.к. он будет при сборке сильно мешать, и из него может вываливаться всякая жизненно нужная мелочевка. Пластиковая застежка на пояснике рюкзака умерла сразу после покупки. А сама байда субъективно тоже очень легкая - в одиночку собранную таскать гораздо приятнее, чем Т2, т.к. есть за что ухватиться. На новых моделях Свири на носу и корме есть специальные ручки, за которых ее можно держать.

А теперь - сами грабли.

Сборка. Все, ну абсолютно все мои друзья, которые собирали хоть раз в жизни своей Таймень, говорят - "Извраааат!". И громко ругаются. Ее надо СОБРАТЬ ДОМА хоть 1 раз сразу после покупки!!! Как минимум 1 раз!. Не забывать носить при себе инструкцию(первые раза 3-4)! Опыт сборки Т2 вам не поможет.Причем собирать надо до конца, т.е. застегивать все замки. Кстати, когда будете ее в первый раз распаковывать, обратите внимание на то, как в чехле лежат детали - очень пригодится. Основные проблемы - застегивание замков и закрывание грузового отсека сверху. Если байдарка собрана криво, то очень вероятно, что вы не застегнет грузовой отсек. И поплывет она криво. Шкура - она со временем растянется. Обязательно! Поэтому первая сборка у нас длилась 3 часа, с применением мухоморов, тихого мата и армейских ботинок а потом норма - 1 час. При сборке есть свои маленькие тонкости, перечислю основные. Во-первых, когда засовываешь нос или корму в шкуру, то надо это делать с точностью до миллиметров. Контролировать надо по проклейке, чтобы стрингера шли точно по ней. Но этого контроля мало! Надо еще смотреть, чтобы толстые трубки, окаймляющие очко, ни в коем случае не вылезали из под шкуры. Если они идут симметрично, закрываются шкурой сверху, мидель идет точно по шву в шкуре, а стрингера по проклейке - то тогда все будет хорошо. Надо только следить, чтобы в процессе дальнейшей работы они не полезли никуда. Если полезут - сразу пытайтесь исправить. Во-вторых, петельки, крепящие сидушки надо обматывать вокруг стрингеров(! кое-кто умудрился вокруг привалов затянуть) (не затягивая) до соединения замков - этим вы экономите свое время и кожу на пальцах. Кстати, крепления к стрингерам надо натягивать вплоть до легкого прогиба стрингеров внутрь. Если сидушки привязаны намертво, то это увеличиват комфортность байдарки и увеличит ее управляемость. В третьих - замки надо застегивать, начиная с фальшбортов, т.е. сверху, так будет легче (совет взят от сборщиков Тритона, за что им огромное спасибо) В-четвертых ,если замки категорически не хотят застегиваться, то можно их попробовать застегнуть при незамкнутом кильсоне, т.е. когда трубки кильсона вставлены друг в друга, но не прижаты к дну байдарки, а стоят под углом. (Мне это пару раз помогло) PS - две обычные девушки эту байдарку собрать не смогут - просто может не хватить физических сил, даже у очень спортивной девушки. Эксплуатация. За первый сезон (весьма активный - байда провела больше 2 месяцев на гладкой воде) - полетели 3 из 4-х креплений грузового отсека. Потрескались 5 книц (правда, несущественно - уже 3й сезон держат). Наполовину оторвался "язычок" замка на 1 фальшборте. (ИМХО, он полсезона прожил бы еще - но поменял "от греха"). Иногда справа вылетает привал из держателя 5-го шпангоута (устраняется или идеальной сборкой, или веревочкой). На третий сезон сменил почти все держатели на новые, черного цвета - но с ними проблема сохранилась. Шкура - ...! Мои знакомые как-то ее очень неудачно умудрились попробивать. Вдоль леи кильсона идет примерно 30-40 дырочек, причем все они не толще иголки. Устранилось диким количеством заплаток и проклейкой тезой шкуры вдоль кильсона изнутри. (Подозреваю, что байдарку собрали тогда очень криво, и лея не пошла по кильсону, а была рядом). Шкура по верхнему носовому шву слегка течет, я наклеил туда кусок тезы. Говорят, это стандартная проблема. Сзади можно тоже наклеить, хотя обычно сзади Свирь практически не заливает (мы там даже грибы сушить хотели :-). Имеет смысл под кильсон подложить пенку, а шпангоуты обмотать чем-то мягким - для порогов. Обрывались резиночки, на которых крепились спинки сидушек. Пришить их не проблема. Сейчас все на фастексах - сильно удобнее. На сидушку матроса, которая была неправильно примотана, кто-то тяжелый прыгнул с высоты, и она слегка порвалась в месте крепления длинного ремня, что тоже зашили. Еще одна проблема - как мы ни идеально собирали и закрывали байдарку, на спину матросу чуть-чуть проливалась вода через остающуюся дырочку в шкуре. Как это решить - право, не знаю :-( Следующие грабли - когда у матроса неопреновая юбка, то она сбивает спинку сидушки вниз, и матросу в спину сразу начинают упираться 2 трубы (У капитана там очень удобный шпангоут, и у него таких проблем нет ). Наверное, это решается установкой на спинку сидушки креплений для жесткого ее соединения с третьим шпангоутом. Еще матросу можно в качестве съехавшей спинки использовать спасжилет, или кусок пенки. Самая гнусная проблема - это то, что иногда грузовой отсек расстегивается, когда капитан ногой задевает трубку, находящуюся наверху. При киле отсек откроется с вероятностью 90% Это тоже должно лечиться установкой каких-нибудь замков на грузовой отсек. Мы используем следующую модель загрузки - в центральный отсек 2 гермы на 80 и 70 литров соответственно, в корму - на 40 и 25. Котелок итп - в корме за 6 шпангоутом, или в носу впереди первого. Сбоку от сидений - пенки итп длинные и легкие предметы. Под сидушками - рюкзаки итп. Изнутри сбоку также можно подвесить что-то очень нужное в маленьком довеске к рюкзаку от Терры. Карты, компасы итп - в карманах спасов. Но это - не очень хороший вариант, тк при моем росте 181 ноги упираются в герму. Привык, конечно, но ИМХО было бы лучше в центр 1 большую на 80 , и в маленькие примерно на 50 вдоль бортов. В нос что-то пихать - изврат. Матроса пожалейте, места для ног у него и так не очень много. В принципе, вдоль бортов, сбоку от сидушек могут входить гермы размером со свернутую пенку, а под сидушки - что-нить плоское. В Тритоне мне советовали другую модель загрузки - в нос идет палатка (в которую упираются ноги матроса), по бокам от членов экипажа - 25-литровые гермы, в драйбег или 70+2 по 25 литров. Под сидушки - что-то плоское, в корму - 40+что то еще. Юбки - обязательны! ОБЯЗАТЕЛЬНЫ! Лучше неопреновые, но какое-то время и с тканевыми на липучке можно походить, но они вскоре начинают понемногу промокать, покрытие стирается, вода на них скапливается, а не стекает...В общем - неопрен. Обвязка - тоже практически обязательный элемент, за нее очень удобно носить груженую байдарку. Есть еще рецепт, позволяющий выправить шкуру байдарки в том случае, когда она "поползла", т.е. стрингера и кильсон больше не идут по пролееным местам шкуры (правда он работает только с не очень значительными несовпадениями). Надо с той стороны, куда шкура поехала, и где дюраль из под шкуры вылезает, расстегнуть грузовой отсек, а с той стороны, где дюраль наоборот, слишком далеко под шкуру заехал, застегнуть (обычно напрягая при этом все свои силы) грузовой отсек. После этого байдарка оставляется в строго горизонтальном положении на часов 8-10(например, на ночь). У моей байдарки шкура понемногу вставала на свое место в результате этих действий. Запчасти и ремнабор. Надо брать с собой некоторое количество запаски. Клей - я пользую Квинтол (не Люкс, а обычный) и Уран. Лею - не беру, ее хрен пробьешь. Пластиковые детали - помимо тех, что идут в комплекте, очень рекомендую побрать штук 6-7 книц (деталек, на которых крепятся стрингера к шпангоутам) , 4(не меньше) детали, на которых крепятся трубки, закрывающие грузовой отсек. Покупать их черного цвета (черный пластик лучше белого), после покупки зачистить шкуркой неровности. Заклепки - тоже брать. 2 односторонние и 2 двусторонние медные штучки, которые в изогнутом состоянии стоят внутри привалов, стрингеров, фальшей, на которые 2 трубки собственно и соединяются. Куски тезы 2 цветов (для разных частей байдарки). Количество - смотря, сколько будете рвать байдарку, но брать обязательно. Я беру еще на всякий случай резину, которой Т2 клеил (вдруг не хватит тезы). Скотч (маленькие дырочки затыкать). Изолента (Аналогично). Плоскогубцы (По старой памяти о Т2). Веревочки - метра 2, тонкие (привязывать разные детали байдарки друг к другу). Шило, игла под шнур толщиной 1 мм (шнур беру длиной примерно 4 метра ). Проволка медная - полметра (для особо тяжелых случаев). 2 миниатюрных напильничка. Шкурка мелкая и крупная. Вообщем, вот и весь наш джентльменский набор.

PS- если пройдет один хитрый рецепт домашнего заваривания шкуры, то я его тоже сюда выложу. Правда, способ домашний, и очень дурно пахнущий, поэтому пробовать его я не хочу.

Hosted by uCoz